Актриса Инна Ульянова: «клоун в юбке» или истинная женщина?
Когда вспоминают Инну Ульянову, то непременно говорят: «Да, это та, что с «лисой» в телесериале «Семнадцать мгновений весны»… Она все к Штирлицу приставала, говорила: «Я – Эйнштейн в любви!» После этой роли люди Ульянову останавливали на улице, брали у нее автограф, просили повторить незамысловатый монолог, а она в ответ мило улыбалась, кокетничала и острила.
Потом по поводу этой своей «дамы» Инна Ивановна скажет: «Я в кадр «забежала» совсем ненадолго и такой резонанс…» Это был ее 4-й фильм. Она сразу приобрела известность блистательной актрисы эпизодов. Но до настоящей славы было еще далеко.
Инна Ульянова родилась 30 июня 1934 года, 75 лет назад в Донецкой области (по другим данным – в Москве). Ее отец был известным горным инженером, мать занималась строительством дорог. Артистов в их родне ни с чьей стороны не было. Но, как вспоминала Инна Ивановна, ее отец прекрасно танцевал, обожал рассказывать смешные истории. В их доме часто бывали гости, веселые молодые люди.
Во время Второй мировой войны их семья жила в Новосибирске. В школе будущая актриса училась без особого энтузиазма. Родным она заявила тоном, не терпящим возражения, что будет «артистичкой». Но папа и мама даже слушать не хотели упрямую дочь. Когда их семья переехала в Москву, им дали большую квартиру в доме Совета Министров, где жили известные кинематографисты. Юная Инночка у подъезда с замиранием сердца подкарауливала «выход» режиссера С. Герасимова и его жены Т. Макаровой, актрисы М. Ладыниной. Инна Ульянова любила рассказывать, вспоминая свою юность: «В нашем доме жил сам Алексей Консовский, сыгравший принца в «Золушке». И я была в него влюблена, как и все девочки страны…»
Инна Ульянова в период работы в Ленинграде.
Окончив школу, бесстрашная Инна Ульянова отправилась в театральное училище им. Б. Щукина. Инночка, маленького роста, худенькая, с тонкой косичкой, уверенно предстала перед взорами членов приемной комиссии. Едва она начала читать прозу, ее тут же остановили. Попросили прочесть какую-нибудь басню Крылова. Инна недовольно пожала плечиками и «приступила» к басне. Читала ее она оригинально, поминутно останавливалась, заливаясь от смеха. Когда Инна вышла из зала, за ней последовал актер из приемной комиссии, оглядел ее жалкую фигурку, сказал: «Слушай, худенькая, тебя берут, но разочаруешь всех, тогда… выгонят». Инночка решительно вздернула вверх подбородок, уверенная в том, что «выгнать» ее никому не удастся.
От природы она была трусиха, но, когда дело касалось театра, энергия начинала в ней бурлить с неистовой силой.
Кто хоть раз видел ее в кино, уже не забудет этот романтичный прищур актрисы.
В училище все юноши были хороши как на подбор – О. Стриженов, В. Лановой, В. Ливанов, А. Ширвиндт, М. Державин. Влюбленность всегда витала в воздухе, романы возникали то тут, то там. А Инна Ульянова искала свой идеал среди зрелых мужчин, «порядочных и умных, способных ее оградить от проблем». Когда она стала актрисой ленинградского государственного Театра комедии, увлеклась 50-летним сценаристом. Подруги пытались познакомить ее со своими ровесниками, но Инна увлеченно читала сценарии со своим новым возлюбленным, бегала с ним в цирк и в кино на последние сеансы, обустраивала их совместный быт. Ульянова воспринимала любовь как особый дар, принимала в штыки уговоры друзей, заявляя: «Главное – это духовное общение».
Она любила жизнь. Любила любить. Каждое новое знакомство с мужчиной становилось для Инны Ульяновой очередной пьесой, где главная актриса – она.
В театре на "Таганке".
В это же время Ульянова с упоением играла под руководством режиссера Н. Акимова. Она выступала в пьесах В. Шекспира, А. Сухово-Кобылина, Н. Гоголя, Е. Шварца. В Ленинграде у Инны Ивановны был оглушительный успех, многие «ходили» на Ульянову. В течение 7 лет актриса практически переиграла весь репертуар театра. Однако в прессе все чаще появлялись разгромные статьи на спектакли любимого режиссера Ульяновой. Он был обвинен в формализме в искусстве. Акимов покинул театр и занялся преподавательской деятельностью. Не желая работать с новым режиссером, Инна Ивановна переезжает в Москву и приходит в только что созданный театр Ю. Любимова.
В Ленинграде актриса заставляла зрителей рыдать от смеха, она могла существовать на сцене без слов и делать это смешно. У Любимова в спектаклях Ульянова была талантлива, но сдержанна. В 80-е годы прошлого столетия театр Любимова становится единственным «островом свободы» в театральной жизни столицы. Режиссер ставит спектакли, не боясь цензуры, но ему не дают спокойно работать, а вскоре лишают гражданства. Инна Ивановна понимала, что она не актриса Любимова. Когда Любимов вернулся из эмиграции, а на «Таганке» образовались два лагеря, Ульянова переходит на сторону режиссера Н. Губенко.